Учебные материалы


10/03/2016
Программа литературно-художественной композиции "Всё начинается с любви"
№ п/п
Название литературного произведения
Название музыкального произведения
1
"Я школу кончила на тройки" Екатерина Гарбовская
Л.В.Бетховен "Тишина"
2
Зарисовка по мотивам пьесы Виктора Розова "В поисках радости"
-
3
"Жил король…" Феликс Кривин
А.Рыбников "Цветы"
4
Отрывок из комедии Ж.Б.Мольера "Мизантроп"
-
5
"Быть нелюбимым… Боже мой…!" Александр Кушнер
Д. Демур. Музыка любви из сериала "Маргоша"
6
"Алло! Еще не знаю…" Неизвестный автор
"Скажешь мне "да"?" Неизвестный автор
"Мы любим и любви не ценим" Дмитрий Мережковский

В.А.Моцарт "Грусть"
7
"Магали" Фредерик Мистраль из поэмы "Mireio" в переводе Иннокентия Анненского
А. Рыбников. Тема Ромы и Кати из к/ф "Вам и не снилось"
8
"Приманкой ласковых речей…" Евгений Баратынский

Змея и волк     Николай Заболоцкий
М. Таривердиев "Обещание любви"
Р.Вагнер "Счастье"
9
"Вот это и есть то, что называют любовью?" Михаил Луконин
Л.В.Бетховен "Мелодия слез"
10
"Я Вас люблю… что делать – виноват…" Аполлон Григорьев
Ф.Шопен "Прелюдия ми-минор"
11
"Все начинается с любви!" Роберт Рождественский
К. Дебюсси "Лунный свет"

Екатерина Гарбовская
                 ***
Я школу кончила на тройки
И провалилась в институт.
- У нас гремят большие стройки, -
Сказали мне, - они вас ждут.
Вас ждут колхозы и заводы,
Вас ждут вокзалы и сады,
Вас ждут великие заботы,
Вас ждут масштабные труды,
Пути, богатые свершеньями
И покорение тайги…
А мне хотелось шляпу с перьями
И две брильянтовых серьги,
И платье, белое и длинное,
И жемчуга по подолу,
Чтоб тихо охнула гостиная
И онемели на балу.
Чтоб, никого не замечая,
Кивнуть небрежно всем подряд…
И зябко поводить плечами
В ответ на пепелящий взгляд.
Влюбленным графом забавляться
И письма рвать напополам,
И благодарно улыбаться
Венецианским зеркалам.
То вдруг задумчивой казаться,
То молчаливой, то опять
Чему-то тихо улыбаться,
Над чем-то громко хохотать…
И танцевать с Людовиком пятнадцатым
Или шестнадцатым…
Закрыть глаза, уснуть, проснуться -
 И навсегда остаться там…
                  ***
Ксюша. Который час?
Настя. Пятый.
Ксюша. Ого!  Стихи писала, что ли, дурочка?
Настя. Сама такая. (молчит, задумавшись). Ты знаешь, я ведь тоже люблю.
Ксюша. Чего, пирожки с мясом?
Настя. Я серьезно.
Ксюша. Ну?
Настя. Я… Вот этого никто не знает… ужасно влюбчивая натура. Да, да!... И давно. В четвёртом классе мне один нравился, Женька Капустин. Прошло… В шестом классе  Витька Камаев. Я его из жалости полюбила – забитый такой был, тихий… Потом в старосты полез – горластый стал – жуть!- разлюбила. А сейчас в двоих влюбилась. Да!.. Ну вот что такое – сама не пойму. Мучаюсь ужасно. Вальку Канторович и Федьку Третьякова… Валька шатен, Федька брюнет. У него глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие. У нас на даче анютины глазки такого цвета. Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу. А Федька … Он  весёлый такой…
Ксюша. Они знают?
Настя. Что?
Ксюша. Ну что ты влюблена в них?
Настя. Откуда?
Ксюша. Не говорила?
Настя. Что ты! Так я им и скажу!... Мучаюсь я очень. .. Как это у меня получилось – сразу двоих – не пойму! Вот ты ведь одного любишь? Одного? Да?
Ксюша. Одного.
Настя. Видишь, нормально. Я вот что придумала: отправлю сообщение.
Ксюша. Кому?
Настя. Одному из них.
Ксюша. И что же ты напишешь?
Настя. Не скажу.
Ксюша. А другому?
Настя. А другому ничего не напишу. Только я не решила, которому из них написать. Это, знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично… и никаких!
Ксюша. А ты замуж за кого из них хочешь?
Настя. Замуж? Нет! Ленка наша вон вышла уже. Вчера вечером опять ...
Ксюша. Ругались?
Настя. Ну не то чтобы… Просто сидят они с Олегом, он её пилит, пилит, пилит. Все в уме какие-то деньги подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает. А она только: "Хорошо! Конечно! Будет сделано!"
Ксюша. Что особенного? Олег квартиру покупает – вот они и думают, как её обставить.
Настя. И это любовь? Женятся,  пилят друг друга, пузатые буфеты покупают… Разве это любовь? Разве это жизнь?
Алена . О чем вы тут?
Ксюша. О любви. Можно любить двоих одновременно? И при этом замуж ни за одного из них не хотеть, чтобы быт не заел?
Алена . Ну вы же умные девушки, неужели  не понятно, что это увлечение. Увлечений в жизни может быть миллион. А замужество, семья… Ты знаешь, что такое муж?  Муж – это основа, это на целую жизнь, муж -…
Вика. Объелся груш.
Настя. Вот-вот…
Алёна. Любовь короткая, а жизнь длинная. Ты жизнь устрой.
Вика. Какая проза! А чувства?
Настя. Вот-вот…
Алена. При чем тут любовь? Любовь – редкость! Как красота или талант! А вы принимаете за любовь совсем другое. Нет, я не понимаю.
Ксюша. По Фрейду, самых пылких чувств хватает года на четыре. ..
Алена. Любови приходят и уходят.
Вика. (С сарказмом) А муж остается.
Алена. Любовь – это лотерея. Каждый думает джек-пот сорвать, а многие ли выигрывают?
Ксюша. Вот! Любовь – джек-пот, а остальное – это так. Вот ты уверена, что у тебя джек-пот?
Настя. Не трогайте меня лучше! Четыре года по Фрейду… Сидеть и раскладывать что выгодно, а что невыгодно? Почему всегда говорят: окончи институт, окончи институт? Чтобы дипломы были, а любви уже не было?
Алена. Ты не знаешь, что такое жизнь.
Вика. Ага! Тёмные мы, неграмотные. Сто пятьдесят лет всего как из крепостного права вышли.
Ксюша. Ну не остри, не до того.
Вика. А что? Я серьезно. Где уж нам любить, подниматься до святых высот? Небось какой-нибудь мой прапрапрадед ставил сына перед собой и говорил: "Жениться будешь на Маруське, а на Фроське не будешь!" и всё. И сын действительно женился на Маруське. Хорошо?
Алена. Не знаю, может, и хорошо.
Настя. Может? Но, видишь ли, человечество почему-то смертным боем бьется против крепостных прав. Почему-то человек хочет быть человеком, а не рабом.
Алена . А если ты ошибаешься, если она ошибается. У тебя и вовсе не любовь… к двоим-то. 
Настя. А я и не претендую. Я не о себе. Я вообще.
Алена. И вообще. И у неё тоже, может, не любовь. Нет, ну а вдруг?
Вика. Что вдруг, что? Ерунда какая-то! Во-первых, любовь – это не лотерея. И не джек-пот. И мир существует потому, что в нем есть любовь, и исчезнет, если ее не будет!
Алена. В наше время…
Вика. В наше время, не в наше время, когда угодно, но люди любили друг друга. Вот ты говоришь, что любовь такая же редкость, как талант или красота. Почему? А может быть, любовь – это тоже самое, что душа? А душа есть у каждого. Одни, значит, могут любить, а другие нет? А может, каждый в чем-то красив и талантлив!
Алена . Это же смешно! Двадцать первый век на дворе! Весь мир перевернулся, крутится вот такое колесо! Тебе хочется идеальных возвышенных отношений. Но их нет! Это вам не салонная пьеса! "Ах, графиня, же ву зем!..."
Настя. В  пьесах тоже всё не просто, всё по-разному, как в жизни. Двадцать первый век, двадцать первый век! Все зависит не от века, а от человека!
Феликс Кривин      
    ***
Жил король.
Поставив ногу в стремя,
Чтоб начать кровавую войну,
Он вздыхал :  - Живем в такое время…
Люди лучше жили в старину.

Жил бандит.
И он в глухую темень
Выходя с дубиной на разбой,
Проклинал лихое это время,
Очень недоволен был судьбой.

Жил бедняк.
Неся двойное бремя,
Был он тоже с веком не в ладу.
И, конечно, сваливал на время
Всю свою обиду и беду. 

Жило время.
Древнее такое,
Что его ничем не удивишь.
И оно махнув на все рукою,
Думало: "На всех не угодишь!"

Старенькое,
Руганное всеми…
Мы-то, люди, думаем подчас,
Что всего лишь отражаем время,
А ведь время  - отражает нас.
 
Жан Батист Мольер "Мизантроп"
                                            ***
                                  Филинт
                  Что с вами наконец? Скажите, что такое?
                                  Альцест
                  Оставьте вы меня, пожалуйста, в покое!
                                   Филинт
                  Что это за каприз?
                                  Альцест
                                     Уйдите - мой совет.
                                   Филинт
                  Дослушать, не сердясь, у вас терпенья нет?
                                  Альцест
                  Хочу сердиться я и слушать не желаю.
                                    Филинт
                  Я ваших странностей совсем не понимаю.                 
                  О, что за человек!  Но эта честь, правдивость,
                  Прямая искренность, святая справедливость,
                  Что в мире вы всему готовы предпочесть, -
                  В том, что вы любите, ужель все это есть?
                  Ведь не желаете вы  выбраться из плена,
                  В котором держит вас кокетка Селимена.
                  Нрав легкомысленный... злословие... Она
                  Для нравов нынешних как будто создана.
                  Так как же примирить с тем ваши все нападки,
                  Что в ней вы терпите такие недостатки?
                  Пред милым существом ужель ваш гнев затих?
                  Вы их не видите или простили их?
                                  Альцест
                  О нет! Моя любовь не знает ослепленья.
                  Все недостатки в ней  ясны мне без сомненья.
                  И как бы ни горел во мне любовный пыл,
                  Я первый вижу их и первый осудил.
                  Но, несмотря на все, чтоб я ни делал, - каюсь
                  И слабость признаю: я ею увлекаюсь.
                  И вижу слабости ее, о них скорблю,
                  Но все ж она сильней, и я ее люблю.
                  Огонь моей любви - в то верю я глубоко -
                  Очистит душу ей от накипи порока.
                                   Филинт
                  Ого! Придется вам не пожалеть труда.
                  Так думается вам, что вы любимы?
                                  Альцест
                                                    Да.
                  Я б не любил ее, не будь я в том уверен.
                                   Филинт
                  Но почему ж тогда весь ваш покой утерян?
                  Коль любит вас, к чему завидовать другим?
                                  Альцест
                  Когда любовь сильна, мы всем владеть хотим!
                  И я пришел сюда, чтоб все сказать ей смело,
                  Что мне внушила страсть, что в сердце накипело.
 
                            Альцест, Селимена.
 
                                  Альцест
                  Сударыня, ваш нрав мне душу истерзал.
                  Хотите, чтобы я всю правду вам сказал?
                  Вы мучите меня подобным обращеньем.
                  Нам надо разойтись - я вижу с огорченьем.
                  Я обманул бы вас, вам прямо не открыв,
                  Что рано ль, поздно ли, но нам грозит разрыв.
                  Хотя бы клялся вам я в противоположном,
                  Но клятву ту сдержать мне будет невозможно.
                                  Селимена
                  Так вызвали меня вы, дорогой Альцест,
                  Чтоб ссориться со мной? Как вам не надоест!
                                  Альцест
                  Не ссорюсь с вами я. Но ветреность такая,
                  Любого встречного вам в душу допуская,
                  Толпе поклонников надежды подает.
                  Признаться, это все не входит в мой расчет.
                                  Селимена
                  В меня влюбляются. Но я ль тому виною?
                  Могу ли запретить я увлекаться мною?
                  Когда являются, ужели я скорей
                  Должна поклонников гнать палкой от дверей?
                                  Альцест
                  Не палка здесь нужна - совсем иные средства:
                  Поменьше мягкости, любезности, кокетства.
                  Вы привлекаете; здесь вашей нет вины.
                  Но вы удерживать стараться не должны.
                  Меж тем вам нравятся ухаживанья эти!
                  Вы рады всякому, кто попадет вам в сети
                  Вы всех их маните искусною игрой,
                  Чтоб не убавился их ослепленный рой.
                  Но если бы вы им надежд не подавали,
                  Они вам верными остались бы едва ли!..
                  Откройте мне одно: чем вас Клитандр увлек?
                  Как это счастие ему доставил рок?
                  Какою доблестью, достойной уваженья,
                  Сумел добиться он у вас расположенья?
                  Очаровали вас чудовищные банты?
                  Какие доблести, достоинства, таланты?
                  Дурацкий смех его и тоненький фальцет
                  Так сердце тронуть в вас нашли они секрет?
                                  Селимена
                  Как в подозреньях вы своих несправедливы!
                  Но, кажется, давно б сообразить могли вы:
                  Он обещал помочь мне выиграть процесс,
                  Есть связи у него, и он имеет вес.
                                  Альцест
                  Нет, лучше, если бы процесс вы проиграли,
                  Но меньше моего соперника ласкали.
                                  Селимена
                  Ко всей вселенной вы готовы ревновать!
                                  Альцест
                  Вы всю вселенную хотите чаровать!
                                  Селимена
                  Но это и должно служить вам утешеньем,
                  Что я весь мир дарю подобным отношеньем;
                  Иль лучше было б вам, - я, право, не пойму! -
                  Когда б я милости дарила одному?
                                  Альцест
                  Но я, по-вашему, ревнующий напрасно, -
                  Чем я счастливей всех? Вот это мне неясно.
                                  Селимена
                  Конечно - счастье знать, что вы любимы мной.
                                  Альцест
                  Как верить этому душе моей больной?
                                  Селимена
                  Я думаю, мой друг, - и не без основанья, -
                  Что с вас достаточно из уст моих признанья
                                  Альцест
                  Кто мне поручится, что час назад - увы! -
                  Того же и другим не говорили вы?
                                  Селимена
                  О! Для влюбленного любезны вы прелестно,
                  И ваше мнение мне чрезвычайно лестно.
                  Но, чтоб не мучил вас сомнений вечных яд,
                  Я все мои слова беру теперь назад.
                  Хотите - можете обманываться сами.
                                  Альцест
                  Как надо вас любить, чтоб не расстаться с вами!
                  О! Если б сердце мне из ваших вырвать рук,
                  Избавить бы его от нестерпимых мук,
                  Я б небеса за то благодарил умильно.
                  Стараюсь, но - увы! - желание бессильно,
                  И чувство должен я нести, как тяжкий крест.
                  Я за мои грехи люблю вас.
                                  Селимена
                                             Да, Альцест,
                  Я чувства вашему подобного не знаю.
                                  Альцест
                  Да, в этом целый мир на бой я вызываю;
                  Непостижима страсть безумная моя!
                  Никто, сударыня, так не любил, как я.
                                  Селимена
                  Никто. Вы новую изобрели методу
                  Сердиться и кричать любви своей в угоду.
                  Упреки, ссоры, брань - вот пылкий ваш экстаз.
                  Подобную любовь я вижу в первый раз.
                                  Альцест
                  Зависит лишь от вас все изменить мгновенно:
                  Молю, поговорим по сердцу, откровенно;
                  Пускай обиды все исчезнут без следа...
                             Селимена (слуге)
                  Что?
                                    Слуга 
                       Господин Акаст.
                                  Селимена
                                       Ну что ж, проси сюда.
                                  Альцест
                  Остаться нам вдвоем нельзя ни на мгновенье!
                  Готовы принимать вы всех без исключенья!
                  Ужель вы не могли, ну на один хоть час.
                  Решиться им сказать, что дома нету вас?
                                  Селимена
                  Чего хотите вы! Как мне его обидеть?
                                  Альцест
                  Как неприятно мне любезность эту видеть!
                                  Селимена
                  Куда вы?
                                  Альцест
                           Ухожу.
                                  Селимена
                                  Останьтесь.
                                  Альцест
                                               Для чего же?
                                  Селимена
                  Останьтесь.
                                  Альцест
                              Не могу.
                                  Селимена
                                      Я так хочу.
                                  Альцест
                                                   О боже!
                  Зачем? Противна мне пустая болтовня.
                  Чтоб слушал я ее, не ждите от меня!
                                 Селимена
                  Я так хочу! Я так хочу!
                                  Альцест
                                        Нет.
                                  Селимена
                                               Превосходно.
                  Ступайте; можете идти; как вам угодно.
                  Вы не ушли еще?
                                  Альцест
                                  Нет; принял я решенье,
                  Что выяснить должны мы наши отношенья.
Появляется Акаст
                                  Акаст
                  Я с выхода сейчас, из Лувра, - прямо к вам.
                  Клеонт всех насмешил невероятно там.
                  Нет друга у него, чтоб словом и примером
                  Из жалости б его хоть поучил манерам!
                                  Селимена
                  Да, правда, в обществе совсем некстати он.
                  Нелепый вид его и жалок и смешон,
                  И если встретишься с ним после промежутка,
                  То, право, каждый раз бывает прямо жутко!
                                   Акаcт
               А вот еще Тимандр забавен чрезвычайно!
                                  Селимена
                  Он? С ног до головы - не человек, а тайна!
                  Рассеянно, мельком, он взор кидает свой;
                  Вид озабоченный и страшно деловой,
                  Меж тем как у него в помине нету дела.
                  Манера глупая давно всем надоела:
                  Готов всегда любой прервать он разговор,
                  Чтоб вам "открыть секрет"; малейший самый вздор
                  Событьем делает на удивленье свету,
                  И даже "здравствуйте" он шепчет по секрету.
                                  Филинт (входя)
                  С Белизой, говорят, они дружны весьма.
                                  Селимена
                  Бедняжка! Вот в ком нет ни признака ума!
                  Ее визит ко мне ужасней всякой пытки:
                  Занять ее - всегда бесплодны все попытки.
                 Ты смотришь на часы, зеваешь уж давно,
                  Она же все сидит, ни с места, как бревно!
                                  Альцест
                  О милые друзья! Вперед, смелей вперед!
                  Пощады никому, свой каждому черед!
                  Вы строго судите, но между тем замечу,
                  Вы с радостью им всем бросаетесь навстречу.
                                  Филинт
                  При чем же мы-то здесь? Упреки без утайки
                  Должны вы обратить по адресу хозяйки,
                                  Альцест
                  Нет! Обращаются мои упреки к вам.
                  Вы, вы ей курите преступно фимиам!
                  Ее блестящий ум отравою питая,
                  Вредит ей ваша лесть дешевая, пустая,
                  И в ней злословья бы никто не вызывал,
                  Не жди она от вас восторгов и похвал.
                               Селимена
                  Но...
                                  Альцест
                         Нет, сударыня, пусть лучше я умру,
                  Несносно видеть мне подобную игру.
                  Но вас на ложный путь заведомо толкают
                  И вашим слабостям напрасно потакают.
                                  Филинт
                  Альцест, мне кажется, напрасен ваш укор:
                  Я лично _слабостей_ не видел до сих пор.
                                   Акаcт
                  Мы видим грацию и прелесть, в самом деле, -
                  Какие слабости? Мы их не разглядели!
                                  Альцест
                  Но я... я к ним не слеп, не равнодушен к ним,
                  Чем больше любим мы, тем менее мы льстим.
                  Нет, чистая любовь не знает всепрощенья,
                  И правду говорить готов я без смущенья.
                               Селимена
                  Итак, по-вашему, когда мы влюблены,
                  Навек отречься мы от нежности должны
                  И полагать любви почетным назначеньем -
                  Бранить ее предмет с похвальным увлеченьем.
                                  Акаст 
                  С любовью истинной ваш взгляд несовместим,
                  И выбором всегда влюбленный горд своим.
                  Всё лишним поводом бывает к восхваленью:
                  Любовь всегда склонна бывает к ослепленью,
                  Она любой порок за качество сочтет
                  И в добродетели его произведет.
                                   Филинт    
                  Бледна - сравнится с ней жасмина только ветка;
                  Черна до ужаса - прелестная брюнетка;
                  Худа - так никого нет легче и стройней;
                  Толста - величие осанки видно в ней;
                  Неряха, женских чар и вкуса лишена -
                  Небрежной прелести красавица полна.
                  Будь хитрой - редкий ум. Будь дурой - ангел кроткий.
                  Будь нестерпимою болтливою трещоткой -
                  Дар красноречия. Молчи, как пень, всегда -
                  Стыдлива милая и девственно горда.
                  Так, если в любящем порывы чувств глубоки,
                  В любимом существе он любит и пороки.
                                  Альцест
                  А я вам говорю...
                                  Селимена
                                     Довольно, господа!
                  Пройдемся лучше мы сейчас немного, да?..
                                  Альцест
                  Что ж! Несмотря на все, что говорилось тут,
                  Я долго  ожидал, когда они уйдут.
                  Да, я терпел  и ждал, мне показалось, вечно.
                  Могу ли я теперь...
                                  Селимена
                   О, можете, конечно!
                  Вы вправе говорить все, что угодно вам.
                  Вы вправе волю дать упрекам и словам.
                  Ну да, я сознаюсь, во всем я виновата,
                  Мне извинений нет - пусть настает расплата.
                                 Альцест
                  Возненавидеть вас так страстно я хотел,
                  Но в сердце сил найти на это не умел
                 Вы видите, я раб своей несчастной страсти:
                  У слабости своей преступной я во власти!
                  Но это не конец - и, к моему стыду,
                  В любви, вы видите, я до конца пойду.
                  Да, да, я все прощу! Когда б решились вы
                  Со мною прочь бежать от суетной молвы,
                  От общества людей и навсегда отныне
                  Со мной укрылись бы, вдвоем, в глуши, в пустыне, -
                  Лишь это оправдать вполне бы вас могло,
                  Заставить позабыть упрёков ваших зло;
                  Вы тем исправили б свою неосторожность
                  И дали бы мне вас еще любить возможность.
                                  Селимена
                  Что говорите вы? Как, мне в расцвете лет
                  Уехать с вами в глушь, совсем покинуть свет?..
                                  Альцест
                   Но если любите меня вы, дорогая,
                  К чему вам общество, к чему вам жизнь другая?
                  О, если любим мы, к чему нам целый свет?
                                  Селимена
                  Но одиночество так страшно в двадцать лет!
                  Во мне решимости и силы не хватает,
                  Такая будущность меня не привлекает.
                                  Альцест
                    Достаточно! Я излечился разом:
                  Вы это сделали сейчас своим отказом.
                  Раз вы не можете в сердечной глубине -
                  Как все нашел я в вас, так все найти во мне,
                  Прощайте навсегда; как тягостную ношу,
                  Свободно, наконец, я ваши цепи сброшу!
 
                                         ***
Александр Кушнер
Влад                Быть нелюбимым! Боже мой!
                         Какое счастье быть несчастным!
 Алена            Идти под дождиком домой
                       С лицом потерянно-прекрасным.

Вика              Какая мука, благодать
                       Сидеть с закушенной губою,
 Андрей          Раз десять на день умирать
                        И говорить с самим собою.

Таня                Какая жизнь - сходить с ума!
                        Как тень, по комнате шататься!
Настя             Какое счастье - ждать письма
                        По месяцам - и не дождаться.

Ксюша           Кто нам сказал, что мир у ног
                      Лежит в слезах, на всё согласен?
                      Он равнодушен и жесток.
Все                Зато воистину прекрасен.

              ***
Неизвестный автор
- Алло! Еще не знаю.
Ну, что за треск в ответ.
Я завтра приезжаю!
Меня ты встретишь?
- Нет!

- Подруге обещала?
А может быть в обед?
Понятно, что не знала.
Тогда в киношке?
- Нет!

- А может быть на пляже?
Жара, и солнца свет.
На солнце лучше даже...
Ну как, родная?
- Нет!

А если в встретим  клубе
И вечер и рассвет?
Ведь танцевать ты любишь.
Ну, соглашайся!
- Нет!

- Во сколько будешь дома?
Понятно. Как всегда.
Дорога мне знакома.
Тогда до встречи.
- Да!
                ***
Неизвестный автор
- Скажешь мне "да"?
- Да!
- Скажешь мне "нет"?
- Нет!
- Что там в окне?
- Звезда.
- Что нам с того?
- Свет.
- Вот на стене…
- Тень.
- Солнце прогонит…
- Прочь
- Завтра придет …
- День
- Ну а пока?
- Ночь.
- Ночью темно.
- Боюсь!
- А рядом со мной?
- Покой.
- Я постарею…
- Пусть.
- Может, и ты.
- С тобой.
- Ты для меня?..
- Звезда.
- Я для тебя?
- Свет.
- Вместе навек?
- Да.
- Ты меня любишь?
- …
                     ***
Дмитрий Мережковский
Он    Мы любим и любви не ценим,
           И жаждем оба новизны,
 Она  Но мы друг другу не изменим,
           Мгновенной прихотью полны.
Он      Порой, стремясь к свободе прежней,
           Мы думаем, что цепь порвем,
 Она    Но каждый раз все безнадежней
            Мы наше рабство сознаем.
Он      И не хотим конца предвидеть,
Она    И не умеем вместе жить,-
Он      Ни всей душой возненавидеть,
Она    Ни беспредельно полюбить.
Он      О, эти вечные упреки!
Она   О, эта хитрая вражда!
Он     Тоскуя - оба одиноки,
Она    Враждуя - близки навсегда.
Он      В борьбе с тобой изнемогая
          И все ж мучительно любя,
          Я только чувствую, родная,
          Что жизни нет, где нет тебя.
 Она    С каким коварством и обманом
             Друг с другом  этот спор ведем,
              И каждый хочет быть тираном,
              Никто не хочет быть рабом.
Он    Меж тем, забыться не давая,
        Она растет всегда, везде,
        Как смерть, могучая, слепая
      Любовь,
Она             …..  подобная вражде.
Фредерик Мистраль
        Юноша
Магали, моя отрада,
Слышишь: льются звуки скрипки.
Это – тихая обада
Ясной ждёт твоей улыбки.
Небеса в лучах синеют.
Много звёзд там золотых…
Но взгляни!... и побледнеют
Звёзды в блеске глаз твоих.
             Магали
Не пленит меня собою
Песнь твоя, что шум ветвей.
Лучше рыбкой золотою
Я уйду в простор морей.
             Юноша
Магали, но если в волны
Ты уйдешь, я не сробею;
Есть и неводы, и     челны:
Скоро будешь ты моею.
                Магали
Вот и нет… Как только в море
Ты закинешь невод свой,
Птичкой вольной на просторе
Распрощаюсь я с тобой.
             Юноша
Магали! Для милой птички
Я охотником явлюся:
Против пташки-невелички
Злым силком вооружуся.
             Магали
Ну, уж если жить на воле
Ты и пташке не даешь,
Я былинкой скроюсь в поле,
И меня ты не найдешь.
            Юноша
Магали, мой голубочек,
Все же буду я с тобою –
На душистый тот листочек
Я живой паду росою.
             Магали
Ты росой… Я стану тучей…
И туда, на край земли, -
Вольной, гордой и могучей
Унесется Магали.
             Юноша
Магали! И я с тобою…
Ветром сделаюсь я бурным
И помчу тебя стрелою
По полям светло-лазурным.
             Магали
Ну, тогда я стану ярким,
Ярким солнечным лучом,
Что живит лобзаньем жарким
Земли, скованные льдом.
             Юноша
Магали! А я – я стану
Саламандрою зеленой
И тебя с небес достану –
Выпью луч тот раскаленный.
          Магали
Нет, не быть тебе со мною:
Ползай здесь между кустов!
Я ж… я сделаюсь луною,
Что глядит ночной порою
На косматых колдунов.
              Юноша
Магали моя!.. Напрасно
Светлой станешь ты луною…
Как туман, я пеленою
Обовью тебя так страстно.
             Магали
И пускай луна в тумане…
Молодая Магали
Свежей розой на поляне
Может спрятаться вдали.
            Юноша
Если розой безмятежно
Зацветешь ты в неге сладкой,
Мотыльком я стану нежно
Целовать тебя украдкой.
            Магали
О, целуй, коль сердцу любо!
Я ж от солнца и небес
Под кору густого дуба
Скроюсь в темный-темный лес.
          Юноша
Магали!.. Я не покину
Дуба… в мох я обращуся…
Прилепившись к исполину,
С лаской вкруг я обовьюся.
         Магали
Не на шутку начинаю
Верить я твоей любви.
Вот кольцо мое… лови!
В нем залог я посылаю!
          Юноша
Магали! Ты здесь… со мною!
О! ты жизни мне милее…
Посмотри – перед тобою
Звезды сделались бледнее!
            ***
Евгений Баратынский
Она    Приманкой ласковых речей
            Вам не лишить меня рассудка!
            Конечно, многих вы милей,
             Но вас любить — плохая шутка!
Он       Вам не нужна любовь моя,
            Вы слишком заняты собою,
             Не нежность — прихоть вашу я
            Признаньем страстным успокою.
           Вам дорог я, твердите вы,
           Но лишний пленник вам дороже;
 Она  Вы очень милый …
Он                                        Но, увы!
            Вам и другие милы тоже.
            С толпой соперников моих
             Я состязаться не дерзаю
              И превосходной силе их
              Без битвы поле уступлю.
Он    Вот  так привяжешься к человеку… А потом оказывается, что змею на груди пригрел. А змее что? – ужалила и исчезла…
Она   Вот так встретишь человека, подумаешь – Иван-царевич, а приглядишься – серый волк. Нет… бежать, бежать, бежать…
Николай Заболоцкий
Волк
Змея почтенная лесная,
Зачем ползешь, сама не зная,
Куда идти, зачем спешить,
Ужель спеша возможно жить?
Змея
Премудрый волк, уму непостижим
Тот мир, который неподвижен.
И так же просто мы бежим,
Как вылетает дым из хижин.
Волк
Понять нетрудно твой ответ.
Куда как слаб рассудок змея!
Ты от себя бежишь, мой свет,
В движенье правду разумея.
Змея
Я вижу, ты идеалист.
Волк
Гляди: спадает с древа лист.
Кукушка, песенку построя
На двух тонах (дитя простое!)
Поёт внутри высоких рощ.
При солнце льётся ясный дождь,
Течёт вода две-три минуты,
Крестьяне бегают разуты,
Потом опять сияет свет,
Дождь миновал, и капель нет.
Открой мне смысл картины этой.
Змея
Иди, с волками побеседуй,
Они дадут тебе отчет,
Зачем вода с небес течет.
Волк
Отлично. Я пойду к волкам.
Течёт вода по их бокам.
Вода, как матушка поёт,
Когда на нас тихонько льет.
Природа в стройном сарафане,
Главою в солнце упершись,
Весь день играет на органе.
Мы называем это: жизнь.
Мы называем это: дождь,
По лужам шлёпанье малюток,
И шум лесов, и пенье рощ,
И в роще хохот незабудок.
Или, когда угрюм орган,
На небе слышен барабан,
И войско туч пудов на двести
Лежит вверху на каждом месте,
Когда могучих вод поток
Сшибает с ног лесного зверя, -
Самим себе еще не веря,
Мы называем это: Бог.
                              ***
Михаил Луконин
Настя          Вот это и есть то, что называют любовью?
 Алена         Так это называется?   Вика  Так это пишется?  Ксюша Это и есть?
Аня              Вы руки тяжелые закинете к изголовью,
                     Ночь не ответит… Таня  Дождь забарабанит об жесть.
Влад С.        Будут зимы, и вьюги, и росы на травах,
Алеша         И звезды и радости будут. Разрывы придут.
Андрей        И только не будет ни виноватых, ни правых,
Влад Ю.       Ни знающих, ни умудренных, ни лечащих тут.
Матвей        Никогда никого не расспрашивайте об этом –
                      Ни друга, ни ветер, ни самую умную ночь…
Таня              Ликуйте или страдайте одни, как страдают поэты,
                       Гоните уныние и малодушие прочь.
Настя             Берите всю радость себе, Влад Ю.     не отдавайте и муку,
Вика              Это только вдвоем открывают, уж если любовь.
Алена             Воспоминания о любви не годятся в науку –
Аня                Всё не так, Таня   всё по новому. Влад Ю. Снова. Алеша  Не снова, а вновь.
Ксюша             Нельзя объяснить, что это со мной или с вами.
                          Одни среди поля под ливнем, и ходит гроза…
Влад С.             Об этом никак невозможно чужими словами,
                          Слова не подходят – молчите глазами в глаза.
Алеша                   Молчите! Ресницы задели ресницы.
Аня                       Молчите, чтоб сердце услышало сердце другое в громах.
Андрей                 Любите друг друга. Таня       Не думайте – явь это все или снится.
Влад Ю.               Любите друг друга, не бойтесь, не ройтесь в томах.
Алена                   Ни адреса нет,  ни параграфа нету, ни ГОСТа.
Алеша                  Будет она недоступна, мучительна, как и со мной…
Аня                      Не пишется это, не слышится, дышится просто.
                              Как и поэзия, дышится жизнью самой.
                  ***
Аполлон Григорьев
Он   Я вас люблю... что делать — виноват!
Я робок так,  так глупо сердцем молод,
Что каждый ваш случайный, беглый взгляд
Меня порой кидает в жар и холод...
И в этом вы должны меня простить,
Тем более, что запретить любить
Не может власть на свете никакая;
Тем более, что, мучась и пылая,
Ни слова я не смею вам сказать
И принужден молчать, молчать, молчать!..
Я знаю сам, что были бы преступны
Признанья или смысла лишены:
Затем, что для меня вы недоступны,
Как недоступен рай для сатаны.
Цепями неразрывными окован,
Не смею я, когда порой, взволнован,
Измучен весь, к вам робко подхожу
И подаю вам руку на прощанье,
Сказать простое слово: до свиданья!
Иль, говоря,— на вас я не гляжу.

Она   К чему они, к чему свиданья эти?
Бессонницы — расплата мне за них!
А между тем, как зверь, попавший в сети,
Я тщетно злюсь на крепость уз своих.
Привыкла к ним, к мучительным свиданьям...
Готова яд и днем и ночью пить,
Чтоб муку их в душе своей продлить,
Чтоб дольше жить живым воспоминаньем...
Чтоб грезить ночь и целый день бродить
В чаду мечты, под сладким обаяньем
Задумчиво опущенных очей!
Мне жизнь темна без света их лучей.

Он    Да... я люблю вас... так глубоко, страстно,
Давно... И страсть безумную свою
От всех, от вас особенно таю.
От вас, ребенок чистый и прекрасный!

Она    Не дай вам бог, мучитель мой, узнать,
Как тяжело любить такой любовью,
Рыдать без слов, метаться, ощущать,
Что кровь свинцом расплавленным, не кровью,
Бежит по жилам, рваться, проклинать,
Терзаться ночи, дни считать тревожно,
Бояться встреч и ждать их, жадно ждать;
Беречься каждой мелочи ничтожной,
Дрожать за каждый шаг неосторожный,
Над пропастью бездонною стоять
И чувствовать, что надо погибать,
И знать, что бегство больше невозможно.
***
Р.Рождественский
Аня  Все начинается с любви...
  Алеша  Твердят:
 "Вначале       было     Слово..."
 Таня А я провозглашаю снова:
 Все начинается
 с любви!..
 Влад Юдин   Все начинается с любви:
   и озаренье,
        и работа,
Алена   глаза цветов,
            глаза ребенка -
Настя  все начинается с любви.
 Матвей Все начинается с любви,
  Андрей  С любви!
 Я это точно знаю.
  Ксюша Все,    даже ненависть -
 родная  и вечная  сестра любви.
Влад Сосин  Все начинается с любви:
Вика     мечта и страх,
 Андрей вино и порох.
 Настя Трагедия,
      Алена   тоска
          Влад Сосин    и подвиг -
Таня   все начинается с любви...
 Аня   Весна шепнет тебе:  "Живи..."
 И ты от шепота качнешься.
Алеша  И выпрямишься.
 Влад   И начнешься.
 Все  Все начинается с любви!

 02 марта 2014

Разговор об обществе потребления

Отрывок из повести Веркора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»
« Если мы тщательно изучим американскую экономику, то заметим, что руководствуется она одной бесспорной истиной, а именно: чем скорее вещь приходит в негодность, тем скорее нужно заменять её новой. Тогда как, чем выше качество товара, тем больше оттягивается его замена, что в корне противоречит основам экспансивной экономики.
Отсюда вытекает всем известный закон: увеличение выпуска определённого товара требует сокращения срока пользования им потребителя.
Что было сделано до сегодняшнего дня? Были изучены и установлены сроки, которые нельзя превышать, чтобы не отвратить клиента от покупок. Казалось бы, вполне логично. Но так ли оно на самом деле? Может быть, вместо того чтобы идти навстречу покупателю и производить добротные вещи, нам следует поступить как раз наоборот: воздействовав на покупателя, выпускать товары, которые будут приходить в негодность в максимально короткий срок.
Обратимся к наиболее яркому примеру, к нейлоновым чулкам. Вначале, когда их требовалось  ввести в моду и вытеснить шелковые, их делали практически неизносимыми. Но это, естественно, имело чисто временный характер. Когда с шелковыми чулками было покончено, наладили выпуск таких нейлоновых чулок, которые уже через несколько недель начинали «ползти». Затем, постепенно они делались всё менее прочными, до той поры, пока покупатели не стали выражать своё  неудовольствие. Таким образом, выяснилось, что в случае, если срок носки чулок меньше недели, их просто перестают покупать, что грозит затовариванием. Но было ли это доказано на практике или это только наше предположение? Вот в чем вопрос.
Я лично, например, убеждён, что вполне возможно найти способ постепенно приучить женщин к мысли, что чулки носятся три дня, один день, полдня, а то и один час.
Всё сказанное относится не только к нейлоновым чулкам, но и к любому товару. Возьмём хотя бы автомобильные моторы. Почему к ним не применяется это золотое правило? Почему их изготовляют из сверхпрочной стали? Это же нелепость, это противоречит экономике, а тем самым и государственным интересам. Нелепо и недопустимо, чтобы двигатель работал, хотя машина прошла уже тридцать тысяч километров. Наш долг – запретить употребление специальной стали для производства моторов. Наоборот, необходимо обязать промышленников производить двигатели только из лёгких сплавов, затем перейти к пластигласу, а там и к фарфору. Так, постепенно понижая качество продукции, мы приучим автомобилистов к мысли, что первое время мотора будет хватать на двадцать тысяч километров, потом – на десять тысяч и, наконец, на тысячу километров, мало-помалу все будут считать эту цифру вполне нормальной. Вот, сеньоры, в чём первейшая задача наших конструкторских бюро.
… Наша задача – достичь того, чтобы у владельца машины, которая отслужила полгода, появился комплекс неполноценности и ему было бы стыдно ездить на таком драндулете. Или же, если он не клюнет на эту удочку, мы задушим его налогами.»
Вопросы для обсуждения
1.Повесть была задумана в 1939 году и состояла, по мнению авторов из «фантастических измышлений». Вы находите её фантастической? Поясните ответ.
2. Чем грозят обществу описанные принципы хозяйствования?
3.Что изменится в вашем поведении после знакомства с текстом?

09 декабря 2013


Экономический бум
Сценарий интеллектуальной игры

Цели: способствовать формированию представления об экономике как об одном из главнейших условий существования и развития общества, формировать навыки экономического анализа, стимулировать размышления об экономике как сфере культурной жизни и её взаимосвязи с другими видами культуры, повысить возможности социальной адаптации молодежи в обществе.
Ход заседания
1.Вступление
Приветствие участников, гостей, членов жюри. пожелание хорошей инры.
В игре ведь важен нам не блеск монет,
А выигрыш, на фишки ль, на гинеи
Играете – в игре один сюжет.
Будь всех богаче или всех беднее,
Играй на царство или на медяк –
Сама игра тебе всего важнее.
Старайся без оглядки, бейся так,
Как сможешь, - душу выверни, карманы.
А если проигрался в пух и прах,
То не взыщи: игра непостоянна.
(Р.Браунинг)

2.Конкурс «Хозяйственная жизнь сегодня и вчера»

Вопрос № 1
Куда, кроме Красной книги, занесены лемуры на острове Мадагаскар, жирафы в Танзании, орангутанги в Индонезии, колибри на Антильских островах?
Ответ: изображения этих животных присутствуют на банкнотах соответствующих государств.
Вопрос № 2
Однажды шут, слуга герцога Бирона, просил о пенсии за свою долгую службу и приводил довод, что ему нечего есть. Герцог назначил шуту пенсию в 200 золотых. Спустя некоторое время шут опять явился к герцогу с просьбой о пенсии же.
- Как, разве тебе не назначена пенсия? – удивился герцог.
- Назначена, Ваша Светлость! И благодаря ей я имею, что есть. Но теперь…
Закончите реплику шута.
Ответ: Но теперь мне решительно нечего пить.
Вопрос № 3 
На протяжении четырех веков, с ХV по XIX все иностранные суда, проходящие мимо датского порта Хельсингер, должны были платить так называемую «зундскую пошлину». Взимали её очень своеобразно. Стоимость судна с грузом, с которой и брался налог, не проверяли, - её называл капитан корабля. Налог начислялся на ту сумму, которую указывал капитан, какой бы маленькой или огромной она ни была. Но капитаны никогда не обманывали, так как действовало правило, которое побуждало их платить пошлину сполна. Что это было за правило?
Ответ: по цене, которую указывал капитан, таможня имела право купить судно с грузом.
Вопрос № 4
О ком Марк Твен говорил : «Это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце, и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь»?
Ответ: о банкире.
Вопрос № 5
Генерал-адъютант князь Меньшиков был весьма известен своими остротами. Однажды во время опасной болезни министра финансов Канкрина герцог Лейхтенбергский, встретившись с Меньшиковым, спросил его:
- Какие известия сегодня о здоровье Канкрина?
- Очень худые, - мрачно отозвался ироничный Меньшиков и добавил:…
Какие именно новости сообщил князь Меньшиков?
Ответ: Министру финансов значительно лучше.
Вопрос № 6
Все помнят знаменитую пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Вспомните известную сказку и составьте пирамиду потребностей по А.С.Пушкину.
Ответ:
5.Быть владычицей морской (потребность неограниченных возможностей)
4.Быть царицей (жажда власти)
3.Быть столбовой дворянкой (потребность признания)
2.Изба (потребность усовершенствования быта)
1.Корыто (простейшие бытовые потребности)
Вопрос № 7
В Сальвадоре и Коста-Рике их называют колонами, в Брунее – ринггитами, в Мьянме – кьятами, в Замбии – квачами. Как их называют в Украине?
Ответ: гривнами.
Вопрос № 8
Однажды на светском рауте, когда долго говорили о сибирских рудниках и о том, что добываемое золото богачей лежит у них мертвым грузом, знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов внезапно спросил:
- А знаете ли какая разница между богачом и рудником?
- А какая, батюшка? – спросили гости.
Что ответил остроумный И.А. Крылов?
Ответ: рудник хорош, когда его разроют, а богач – когда его зароют.
Вопрос № 9
В Англии есть известная всему миру страховая компания «Ллойд». В её офисе висит большой корабельный колокол. Когда в него звонят?
Ответ: в колокол звонят, получив сообщение о гибели судна.
Вопрос № 10
В Николаевскую эпоху в министерствах от чиновников часто поступали совершенно одинаковые просьбы. Министр финансов Вронченко всегда изъявлял согласие, но неизменно при каждом докладе повторял:
- Не имею чести знать его, но должно быть он большой дурак.
Что за просьба вызывала подобное замечание?
Ответ: прось о дозволении вступить в брак.
Вопрос № 11
Римский ученый Гай Плиний Старший в своей «Естественной истории ископаемых тел» пишет: «Он – естество, одолевающее огонь, и никогда не нагревается… Чем можно одолеть сию несокрушимую силу, противодействующую двум сильнейшим веществам в природе – железу и огню? Он разламывается от козлиной крови и не иначе, как … свежей и теплой… Какому гению или случаю следует приписать данное открытие, столь странный и таинственный опыт с поганым животным?»
О каком «ископаемом», поверив легендам, писал Гай Плиний Старший и в чем он ошибался?
Ответ: Это алмаз. Он не разламывается от козлиной крови.
Вопрос № 12
Белинский считал их «солнцем жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна», Цицерон – «мышцами войны», а Буаст – «великим апостолом равенства». Декурсель говорил, что они для умных составляют средство, а для глупцов – цель», а Дюма младший считал их «хорошим слугой и плохим господином». О чем все они говорили?
Ответ: о деньгах.
Вопрос № 13
Известно, что алмаз является самым твердым минералом на земле. Между тем алмаз «Шах», ставший выкупом за кровь А.С.Грибоедова, содержит надписи, увековечившие имена его владельцев.
Каким же образом можно было сделать надписи на гранях самого твердого камня?
Ответ: надписи делались алмазом.
Вопрос № 14
Известно, что самыми первыми монополиями были монополии царей и императоров. Они вошли в историю под названием «государственные монополии». Государство провозглашалось единственным правомочным продавцом какого-то товара. Монополия на какой товар возникла в России в 17 веке и просуществовала до 1992 года, покрывая 30% государственных расходов царского правительства?
Ответ: Это винная монополия
Вопрос № 15
В 1630 году в Голландии за одну единицу этого товара платили 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 кг сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.
Что это за товар?
Ответ: луковица тюльпана.
3.Блиц-турнир на знание экономической терминологии
Дать определения следующих понятий:
Спрос
Экономика
Деньги
Рынок
Листинг
Дилер
Котировка
Кредит
Медведь
Фьючерсный контракт
Маркетинг
Рента
4.Конкурс «Ты –мне, я – тебе»
Команды задают соперникам один вопрос.
Вопрос: С помощью какого изобретения 19 века граф Монте-Кристо в одноименном романе Александра Дюма спровоцировал продажу облигаций испанского займа банкиром Дангларом, что привело к уменьшению его капитала на миллион франков.
Ответ: Всему Парижу было известно, что барон Данглар блестяще играл на бирже и постоянно преумножал свое богатство. Секрет заключался в том, что на бирже играла его жена, а помогал ей в этом её любовник, помощник министра Люсьен Дебрэ, который по долгу своей службы одним из первых в стране узнавал новости. Новости передавались с помощью телеграфа. Граф Монте-Кристо подкупил служащего телеграфа и передал ложную информацию в Париж.
5.Конкурс чтецов «Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи»
Команды исполняют стихи на экономическую тему.
6.Конкурс «Математика – основа экономики»
Командам необходимо решить задачу, почувствовав себя купцами и покупателями на ярмарке 18 века.
Задача: некото купил ¾ аршина сукна и заплатил 3 алтына. Сколько рублей надо заплатить за 100 аршин того же сукна, если:
1 рубль – 100 копеек;
1 гривна – 10 копеек;
1 алтын – 3 копейки.
Пока команды решают задачу, зрители расшифровывают один из экономических лозунгов.
Цифры соответствуют порядковому номеру буквы в русском алфавите:

18
6
12
13
1
14
1
5
3
10
4
1
20
6
13
30
20
13
18
4
16
3
13
10


7.Конкурс «Финансы поют романсы»
Экономические проблемы тревожат не только бизнесменов, политиков, поэтов, но и композиторов. Последний конкурс – музыкальный. Команды исполняют песни экономического содержания.

Примером может служить песня о золоте А.Градского

Песня о золоте

муз.и сл. А.Градский

Наша жизнь суета, проживи хоть до ста лет. До ста лет, до ста лет
Суета, маета, кто бы ты ни был, достанет. Где бы ты ни был, достанет
Может, просто не надо, не надо бояться. Не надо бояться
Крепостей и дверей, королей и паяцев. Королей и паяцев

Кто рыбак, кто улов, а кто сеть - разъяснит ли нам жизнь, разъяснит ли?
Только, что же вы сникли? Ах, что же вы сникли? Ах, что же вы сникли?
Была вольной душа, хоть и заперто тело. А теперь вольно тело
А душа несвободная горем горела и мщенья хотела

Ах, как наши фантазии, в сущности, хилы, скромны и унылы
Но без золота их воплотить нету силы. Даже их, нету силы
Презираем мы злато, его не имея. Его не имея
А увидим, хоть раз, и от счастья немеем. От счастья немеем

Презираем мы злато, его не имея. Его не имея..
А увидим, хоть раз, и от счастья немеем.
От счастья немеем, мы от счастья немеем…
8.Заключение

Учитель читает басню И.А.Крылова:
Вчера приятеля в карете видел я;
Бедняк - приятель мой, я очень удивился,
Чем столько он разжился?
А он поведал мне всю правду, не тая,
Что он игрой себе имение доставил,
И выше всех наук игру он в жизни ставил.
Сегодня же пешком попался мне мой друг.
«Конечно, - я сказал, - спустил уже все ты с рук?»
А он, как философ, гласил в своем ответе:
«Ты знаешь, колесом вертится все на свете!»
Награждение победителей
Банкет


07 ноября 2013
Тема: Как стать миллионером

Цель: стимулировать размышления об основных   принципах успешного ведения бизнеса, развивать критическое и творческое мышление, а также чувство юмора
Оборудование: доска, сборник рассказов Стивена Ликока «Как стать миллионером», листы с перечнем вопросов для анализа предпринимательской идеи

Ход заседания
1.Вступление.
Знаменитый антрополог Плеснер указывал на смех как на отличительную черту рода человеческого. Но смеются и дельфины. Чем же отличается смех человека от хохота обезьяны на ветке?  
Варианты:
- человек осознаёт абсурд бытия и защищается от этого;
- человек приветствует  жизнь в самых странных её проявлениях;
-человек улавливает дисгармонию и обращает на неё внимание окружающих;
- человек с помощью юмора борется с косностью, стереотипностью мышления других людей.
2.Прослушайте отрывок из рассказа Стивена Ликока «Как стать миллионером» и скажите, что высмеивает автор.
   «Как миллионеры заработали свои миллионы – вопрос довольно сложный. Впрочем, один из способов я знаю. Надо прибыть в город с пятью центами в кармане. Почти все они начинали именно так. Эти люди снова и снова повторяли мне, что, когда в первый раз приехали в город, все их состояние (ныне исчисляющееся миллионами) равнялось пяти центам. Это, похоже, давало им какой-то направляющий толчок. Конечно, способ этот непростой.  Я сам несколько раз его пробовал. Однажды я даже был близок к успеху. Я занял пять центов, положил в карман и вышел из города, а потом вернулся обратно, сгорая от нетерпения. И если б я сразу же не наткнулся на пивной бар и не истратил там эти деньги, то, возможно, был бы сейчас богачом.
   Другая неплохая идея – начать что-нибудь новое. Что-то крупномасштабное, до чего до сих пор никто не смог додуматься. К примеру, один мой знакомый рассказывал, как однажды, застряв в Мексике без единого гроша (своих пяти центов  он лишился, удирая из США), он заметил, что у них там нет силовых установок. Он построил несколько штук и загреб кучу денег. Другой мой знакомый тоже как-то раз оказался на мели. Дело было в Нью-Йорке, и в карманах у него не оставалось ни цента. Выйти из положения помогли ему небоскребы, бывшие на десять этажей выше, чем обычно. Он воздвиг парочку таких зданий, а потом сбыл их с рук. Многие миллионеры начинали так – просто и без затей».
3.Стереотипно мыслящий человек считает успешных бизнесменов баловнями судьбы. Но, как писал Клайв Льюис, «я прожил долгую жизнь,  и ни разу не видел, чтобы кому-нибудь повезло».
Чтобы бизнес стал успешным, надо предлагать обществу что-то нужное. Каждый  имеет свою предпринимательскую идею, которую необходимо проверить «на прочность» с помощью предложенных вопросов:
1.Нужно ли это кому-то, кроме вас?
2.Сможете ли вы найти достаточное количество потребителей?
3.Чем отличается ваш товар (услуга) от того, что уже есть на рынке?
4. Является ли законным избранный вами вид деятельности?
5. Безопасен ли ваш продукт для потребителей?
6. Хватит ли у вас знаний и опыта для реализации этой идеи?
7.Как может развиваться этот бизнес?
4.Критический анализ предпринимательских идей. После того, как каждый выступит с защитой своей идеи, ему необходимо ответить на вопросы и критические замечания других членов клуба.
5.Задание: провести SWOT-анализ своей предпринимательской идеи

6.Сообщение места и времени следующего заседания
10 октября 2013
Тема: Самопознание как  условие личностной эффективности
Цель: формировать представление о том, что постиндустриальное общество требует непрерывного образования, что для достижения любой жизненной цели надо прилагать усилия; развивать критическое мышление, ораторские способности, артистизм.
Оборудование: карточки с перечнем вопросов для презентации члена клуба
Ход заседания

1. Ознакомление членов клуба с Рекомендациями Европарламента и Совета Европы (18.12.2006) относительно ключевых навыков в процессе обучения на протяжении всей жизни. (2006/962WE)
    Ключевые навыки – это те, которые необходимы всем людям для самореализации и персонального развития, для гражданской активности, общественной интеграции и трудоустройства. Выделено восемь ключевых навыков:
1) общение на родном языке;
2) общение на иностранных языках;
3) математические навыки и основные научно-технические навыки;
4) информационные навыки;
5) умение учиться;
6) общественные и гражданские навыки;
7) инициативность и предприимчивость;
8) сознательность и культурная экспрессивность.
2. Рефлексия: владеем ли мы этими навыками?
3. Мотивация к работе над собой.
   Люди, у которых было очень мало возможностей добиться самореализации в любимом деле, преодолевали множество трудностей и достигали поставленных целей. Всем известно, что:
Исаак Ньютон – великий физик, философ, реформатор,  с рождения болел эпилепсией;
Альберт Эйнштейн – автор 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей по истории и философии, имел очень слабую память, болел аутизмом и дислексией;
Леонардо да Винчи – гениальный художник, инженер, изобретатель, философ, родился с ДЦП;
Людвиг ван Бетховен – талантливейший композитор, имел проблемы со слухом и вестибулярным аппаратом;
Леся Украинка –выдающаяся поэтесса, знавшая более 10 языков, болела туберкулёзом.
Им приходилось бороться с тяжкими недугами, преодолевать сопротивление окружающих, терпеть непонимание и агрессию.
Разумно ли нам жаловаться на отсутствие условий и возможностей?
4. Каждый человек для успешной жизнедеятельности должен развивать коммуникативные навыки. Чтобы выяснить, что мы узнали друг о друге, проводится игра «Агент», но в перечень вопросов вносятся некоторые изменения:
Агент
Соберите как можно больше информации о человеке, который выпал вам по жребию. Ищите информацию у всех, кроме этого человека. 

У вас будет минута для презентации информации об этом человеке. Сделайте это как можно интереснее.
Чем интересуется этот человек?
Где он наиболее охотно проводит каникулы?
Какие у него предпочтения в области искусства:
  • любимый фильм;
  • любимая музыкальная композиция;
  • любимая книга;
  • любимое направление в искусстве танца.
Что приносит этому человеку радость в его спортивной работе?
Как этот человек проводит выходные дни?
Что этот человек может привнести в работу клуба?
5. Презентация результата своих поисков.

6. Выводы. Постижеие другого человека  – такой же  непрерывный и сложный процесс, как и самопознание. Никакая общестатистическая информация не раскроет сущность  личности. Ф.М.Достоевский писал:  «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время,  я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».  
03.10.2013
Тема: «Витязь на распутье». Куда пойти работать?
Цель: выяснить основные проблемы рынка труда, стимулировать размышления о критериях выбора профессии, осознать значение активности и ответственности в контексте будущего трудоустройства.

Структура заседания
1.      Понятие и особенности рынка труда
2.      Основные проблемы рынка труда
3.      Презентация истории трудоустройства в соответствии с планом:
История моего устройства на работу
1.     Как я узнал(а) о наличии вакансии?
2.     Почему меня привлекло это предложение?
3.     Что за организацию я выбрал(а)?
4.     Какая должность предлагается соискателям рабочего места?
5.     Как я обратился в организацию -  по телефону или непосредственно?
6.     Кто начал разговор – я или работодатель?
7.     Какие мне задавали вопросы?
8.     Какие вопросы задавал(а) я?
9.     Каков характер предлагаемой работы?
10.                       Каковы основные требования к соискателю?
11.                       Каковы предлагаемые условия труда (официальное/неофициальное оформление, режим труда и отдыха, социальный пакет, наличие кабинета, количество сотрудников, месторасположение организации, перспективы карьерного роста, уровень оплаты труда)?
12.                       По каким причинам стоило принять это предложение?
13.                       Что  заставило меня отказаться от этого предложения?
14.                       Как отнесся ко мне работодатель?
15.                       Какие ошибки я совершил(а) на собеседовании?
16.                       Какие выводы я сделал(а) из этого опыта?

4.      Как правильно выбирать профессию?
Этап 1. Ответить на предложенные вопросы.
1.Какими соображениями, на ваш взгляд, следует в первую очередь  руководствоваться при выборе профессии:
  • мнение друзей;
  • желания родителей;
  • уровень оплаты труда;
  • возможность быстрого карьерного роста;
  • престиж;
  • возможность реализовать свои творческие способности;
  • возможность обзавестись полезными связями;
  • ________________________________ (свой вариант).
2.Какие качества, по вашему мнению, делают человека ценным работником?
3.Какими из этих качеств вы обладаете?
5.Если человек пишет картины, которые никто не покупает, стоит ли ему заниматься живописью? Объясните ответ.

Этап 2. Прочитать отрывок из работы Эриха Фромма и ответить на следующий блок вопросов.
«…Человеком продается не только товар, не только продукт своего труда, но и он сам, при этом человек ощущает себя товаром. Рабочий продает свою физическую силу; предприниматель, врач, работник умственного труда продают свою «личность». Эта «личность» должна обладать всеми качествами товара; если её хотят продать, она должна быть достаточно привлекательна, а, кроме того, её обладатель должен соответствовать целому ряду других немаловажных требований: например, он должен быть энергичен, инициативен и т.д. и т.п. – в соответствии с ситуацией на рынке. И – как со всяким другим товаром – рынок определяет цену и стоимость тех или других личностных качеств человека, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств; точно также товар, который нельзя продать, ничего не стоит, хотя обладает потребительской стоимостью. Таким образом, уверенность в себе, «чувство собственного достоинства» превращаются лишь в отражение того, что думают о человеке другие. У него нет никакой уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если на него есть спрос, он считает себя «кем-то»; если же он не популярен, он и в собственных глазах попросту никто…»
Эрих Фромм «Бегство от свободы»
6.Является ли нормальной ситуация, описанная Фроммом?
7.Актуальны ли эти проблемы для современной Украины?
8.Вам бы хотелось что-то изменить в своих ответах на вопросы первого блока? Что именно?
9.Что не может быть товаром? Почему?
Сообщение места и времени следующего заседания


19.09.2013
Тема: Бизнес – это творчество

Цель: стимулировать раздумья над тем, где искать, как находить и оценивать предпринимательские идеи, развивать творческое мышление, учиться аргументировать свою позицию,  генерировать и делать презентацию собственных идей.
Материалы: флип-чарт, бумага для флип-чарта, маркеры, карточки с индивидуальными заданиями.
Структура заседания
1.Где искать предпринимательские идеи? (Мозговой штурм)
- задуматься над вопросом, чего лично вам не хватает на рынке (наверняка найдутся единомышленники);
- проанализировать свои знания, умения и навыки и подумать, как их можно использовать в бизнесе;
- использовать те идеи, которые были выдвинуты успешными предпринимателями раньше;
- искать  идеи в книгах, газетах и других средствах массовой информации;
- соединять несколько старых идей.
2. Как сегодня «делают деньги»? (Примеры современных идей для бизнеса)
Японская компания Rinao design создала простое дополнение к родительской одежде  - деревянное кольцо для ребенка, который боится потеряться. Кольцо прикрепляется к поясу взрослого человека.
Компания Jac Zagoory Designs выпускает на рынок бесконечно пишущую ручку без чернил. Пишущая часть ручки – это свинцовый наконечник. Записи свинцом можно делать почти на всех видах бумаги, в любом положении ручки и при любой температуре. Чернила серого цвета не стираются и не размазываются. Стоит такая ручка 28 долларов. Но вот совать такую ручку в рот нельзя – всё-таки свинец.
Основатели проекта Lüm Apparel решили прийти на помощь «тусовщикам», которым хочется выглядеть на вечеринках неповторимо. Их идея – это одежда, на которой можно простым лучом света рисовать и делать надписи. Футболка для рисования светом имеет особое покрытие на основе фосфора, подобранное двумя студентами путем экспериментов. Для рисования нужно поднести источник света близко к ткани и водить им, как фломастером. Стартовая цена футболок для рисования светом – 20 долларов.
Голландским магазином  niko niko продается цветочное конфетти. Попадая на почву, конфетти разлагаются и оставляют после себя семена. Если почва оказалась благоприятной, то семена прорастают в яркие цветы. В итоге площадка перед домом, окрестности ЗАГСа или стадион имеют шанс стать ярким цветочным ковром и напоминать о радостном событии еще долго после него.
Американская компания Bobbi-Toads предлагает обувь для девочек, резиновые носки которой сделаны с имитацией пальцев ног и ногтей. Предполагается, что дети будут наносить на обувь лак, будто на собственные пальцы. Сам лак (десяти цветов), равно как и жидкость для его снятия, также имеется в продаже у Bobbi-Toads. Поскольку продукт ориентирован на детей,  лак и жидкость для его снятия безвредны.  (По материалам журнала «Делаем деньги»)
3. Пробуем генерировать идеи (Работа в группах)
Почти каждый год в мире появляется новый вид спорта. Некоторые из спортивных дисциплин становятся популярными и даже входят в олимпийскую программу. Другие же остаются известными только в пределах области, штата, города.
Задание для группы № 1
Придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы прославиться на весь мир. Обязательно используйте в новых состязаниях предложенный спортивный инвентарь:
хоккейная шайба, теннисная ракетка, акваланг

Задание для группы № 2
Придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы прославиться на весь мир. Обязательно используйте в новых состязаниях предложенный спортивный инвентарь:
ядро, хоккейная клюшка, мотоцикл
Задание для группы № 3
Придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы прославиться на весь мир. Обязательно используйте в новых состязаниях предложенный спортивный инвентарь:
футбольный мяч, штанга, легкоатлетический барьер
4.Рефлексия
Есть ли шансы у нового вида спорта стать популярным? Трудно ли генерировать идеи?

5. Сообщение места и времени следующего заседания
12.09.2013

Тема: Личность и бизнес: кто, как и зачем становится бизнесменом.
 Цель: ознакомиться с основными чертами психотипа предпринимателя; дать толчок критическому анализу собственного характера; формировать навыки ведения дискуссии, умение грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию.
 Материалы:
- флип-чарт;
- бумага для флип-чарта;
- маркеры;
- стикеры.
Структура заседания:
1.     Мотивация. Опрос на тему, что мешает и что может помочь человеку быть предпринимателем.
2.     Основные черты предпринимателя:
·        по мнению членов клуба (критериальный покер);
·        по мнению ученых (Йозеф Шумпетер, Борис Теплов, Дэвид Клэренс Макклеланд, Джулиан Роттер и т.д.)
Отличительными качествами предпринимателя, по мнению ученых, являются:
- практический ум;
- мотивация достижения успеха;
- готовность действовать в условиях неопределенности;
- интернальный локус контроля;
- отсутствие страха провала;
- соревновательная мотивация;
- нежелание довольствоваться средними достижениями.
3.     Что общего в характере спортсмена и предпринимателя? (мозговой штурм)

4.     Рефлексия: какие качества у меня уже есть для того, чтобы заниматься предпринимательством, на что мне следует обратить внимание в процессе самовоспитания.

5.     Сообщение места и времени следующего заседания.
11.09.2013
Заседание № 1
Тема: Формы социально-экономической активности
Цель: изучить формы социально-экономической активности, ознакомиться с основными задачами клуба, выработать правила работы клуба, развивать коммуникативные навыки и творческую активность.
Материалы:
- флип-чарт;
- бумага для флип-чарта;
- маркеры.
Структура заседания:
1.Мотивация для работы в клубе:
·        Цель проекта – воспитание предприимчивых людей. Нецелесообразно выделять средства на развитие малого бизнеса людям, которые ни о чем, кроме потребления, не думают. По статистике 70% молодежи хочет работать по найму и только 30% стремиться заниматься предпринимательством. (В США ровно наоборот).
·        Безработица среди молодежи объясняется отчасти неудовлетворительным состоянием профориентационной работы в учебных заведениях.
·        Предприимчивость нужна не только в бизнесе.
·        Экономические знания – элемент общей культуры личности.
·        Клубная жизнь позволяет расширить круг знакомых и сделать общение более содержательным.
·        Проект предполагает конкурс.
·        Работа на блоге позволяет совместить полезное с приятным.
2.Рассмотрение основных форм социально-экономической активности:
   1)Бизнес = личность + идея + ресурсы;
   2)Работа по найму;
   3)Инвестирование.
Значит работа клуба должна способствовать:
    1 формированию предприимчивой личности;
    2 разработке собственной предпринимательской идеи;
    3 рассмотрению вариантов поиска ресурсов для организации собственного дела;
    4 выбору профессии, созданию плана трудоустройства и продумыванию путей карьерного роста.
3.Знакомство (метод «окна Johari»)
4.Заключение «контракта» - выработка правил.
5. Задание: придумать название клуба, слоган  и

6.Сообщение места и времени следующего заседания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий